Правила и принципы для тренингов, фасилитации и модерации.

Правила и принципы для тренингов, фасилитации и модерации.

Данная статья представляет собой мини-справочник по правилам и принципам, которые можно использовать на тренингах, фасилитациях, модерациях и коуч-сессиях.  Эти схематичные изображения в короткие сроки может освоить любой желающий.

Я занимаюсь визуализации уже семь лет. Для меня это простой и эффективный способ донести большой объем информации и сложную структуру для аудитории, которая очень часто бывает разнородна как по составу так и по используемому понятийному аппарату. Поэтому простые и интуитивно понятные схемы и рисунки значительно сокращают процесс понимания и принятия решения.

Я разделяю все приемы и инструменты визуализации на два крупных блока :
1. Методики визуализации - набор правил и инструкций для эффективного размещения графической и текстовой информации на листе (в пространстве).
2. Графические "примитивы" - простые и интуитивно понятные рисунки. Важно чтобы любой без предварительной подготовки мог понять (или без усилий додумать) их значение, а ведущий мог очень быстро их нарисовать.

Ниже примеры графических примитивов для тренингов, фасилитаций и модераций, обозначающих правила и принципы. За основы взяты графические примитивы bikablo (к сожалению данную литературу в России сложно найти). Я постепенно буду готовить материал и выкладывать его в этот пост. Материалы будут полезны для бизнес-тренеров, фасилитаторов, модераторов, коучей, руководителей и всем кто хочет быстро и эффективно доносить свои идеи для окружающих. Помните что правила и принципы следует подбирать исходя из целей и задач мероприятия. Примеры ниже не являются истинной в последней инстанции и даны для ознакомления и обогащения Вашего личного опыта и подходов.

Описание принципов и правил.
Я считаю себя исследователем, в противовес знающему.

rl1

Варианты:
Есть вариант формулировки этого принципа: "я считаю себя учеником и исследователем, в противовес знающему". - С одной стороны такая формулировка лучше отражает саму суть принципа и правила, с другой стороны очень часто для взрослых людей слово"ученик" вызывает много деструктивных воспоминаний и эмоций - поэтому я сам не использую во время мероприятий со взрослыми людьми такие формулировки.

Кратко:
Я исследователь.

Возможная прямая речь для ознакомления с принципом:

Для того, чтобы эффективно двигаться вперед нам важно договориться с Вами о той позиции, которую каждый из нас может принимать по отношению к поступающим знаниям. Таких позиций две. Я исследователь - это готовность изучать, открывать, посмотреть на казалось бы знакомые вещи с другой стороны и найти новые, расширяющее границы подходы. Вторая позиция - знающий. Когда у нас возникает ощущение, что мы уже знаем этот способ, или знаем способ эффективнее. Позиция знающего помогает нам экономить энергию - так как исследования всегда энергозатратны. При этом когда на что-то мы вещаем ярлык "знаю" от нас ускользают новые способы решения проблем и идеи, поэтому чтобы провести каждую минуту нашего мероприятия эффективно, я предлагаю каждому сейчас выбрать и занять позицию исследователя, и даже если Вы уже знакомы с представленными подходами, взгляните на них по новому, взгляните на них с другой стороны.

Я уважаю тебя и смотрю на мир твоими глазами.

Варианты:

  • Я смотрю на мир твоими глазами.
  • Я пытаюсь посмотреть на мир глазами другого.
  • Прежде чем делать выводы я смотрю на ситуацию глазами другого.

Кратко:
Смотрю твоими глазами.

Возможная прямая речь:

"Я уважаю тебя и смотрю на мир твоими глазами - поставьте себя на место говорящего, так как если бы это были Вы, Вы таким образом себя ощущали, быди уверенны в том что мир устроин именно таким образом, а возможности которые у Вас имеются именно такие, представьте как будто именно так действовали и сказали бы и ощутите себя в окружение тех людей, мест и событий, о которых говорит Ваш собеседник. Для того чтобы эффективно двигаться вперед нам важно взглянуть на ситуацию глазами другого. Для того чтобы эффективно двигаться вперед нам важно посмотреть на ситуацию так, как будто это был наш вгляд на неё, на себя в этой ситуации, так как будто на мир смотрим именно мы. Т.е. нужно поставить себя на место говорящего."

Я общаюсь открыто и открыт для того, чтобы принять твой образ мыслей.

Варианты:

  • Я общаюсь искренне и открыто, а также открыт к вашим идеям.
  • Я открыто высказываю свою точку зрения.

Кратко:

Открытость.

Возможная прямая речь:

Я общаюсь открыто и открыт для того, чтобы принять Ваш образ мыслей - этот принцип позволит нам открыто делиться своим мнением и своими идеями. Открыто высказывать свои опасения и идеи.

Представляйте свою точку зрения как равную среди других.

rl4

Варианты:

  • Равна любая точка зрения.
  • Все точки зрения равны.
  • Важно каждое мнение.
  • Представьте свою точку зрения и сформулируйте её как одну из равных другим или наравне с другими.

Кратко:
Равно.

Возможная прямая речь:

В процессе работы представьте свою точку зрения, как равную другим. Для нас с Вами важно мнение каждого участника и каждое мнение может продвинуть нас к достижению общего результата. Поэтому важно озвучивать свое мнение как равное другим и воспринимать другие мнения как равные своему.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий